[16.05.2006] Школьные проблемы

Старшеклассники готовятся к выпускным экзаменам. Сегодня у них есть еще выбор: сдать в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) или в обычной форме. Что будет с выпускными экзаменами дальше газета ВЗГЛЯД попыталась узнать у председателя комиссии Мосгордумы по науке и образованию Евгения Бунимовича. При этом депутат рассказал о нововведениях, которые планируется внедрить в столичных школах, и о том, куда обращаться родителям, сталкивающимся со школьными поборами.

– Евгений Абрамович, какую проблему школы нужно решать в первую очередь?


– Проблема, которая сейчас постоянно обсуждается, – наша школа перешла на иные финансовые механизмы. Слово «деньги» раньше в школе вообще никто не произносил. Я даже когда-то в статье в советское время писал, что наша школа самая романтическая школа в мире. Откуда берутся дети и откуда берутся деньги, в советской школе не обсуждалось.

Теперь это не так. Теперь финансовые механизмы интересуют всех. И может быть, это не самая базовая, но самая острая проблема. С одной стороны, сейчас очень часто школы обвиняют в коррупции. С другой – школа обвиняет общество и власти в недофинансировании.

Тут нужно всем понять, что российская школа недофинансируется, в том числе и в Москве. Хотя в Москве нормативы финансирования в расчете на одного ученика больше, чем где бы то ни было в России. По этим нормативам Москва – второй регион, а первый – это какой-то нефтяной регион. Там чуть больше выделяется в расчете на одного ученика. Но есть регионы, где в несколько раз меньше. То есть в Москве вроде бы хорошее финансирование, но все равно это только примерно 70 процентов от необходимых расходов. Это означает, что школы вынуждены привлекать другие средства. Вообще-то, школы во всем мире привлекают иные средства. Но у нас возникает проблема, связанная с психологией. Речь не о взятках и вымогательстве, я говорю о нормальных фондах с нормальными прозрачными механизмами для привлечения дополнительных средств в школы. Но этого пока не умеют ни родители, ни школы, ни директора.

– Известно, что в школах собирают «взносы» на озеленение территории, на ремонт спортзала. Что, по вашему мнению, можно назвать «школьными поборами», а что укладывается в рамки «помощь школе»?


– Это вопрос уровня нашей цивилизованности. Я приведу такой пример. Помню в Соединенных Штатах одно посещение школы. Школы в Америке, как мне объяснили, финансируются из разных источников: частично что-то дает государство, что-то - штат, частично город. Но мне ничего не говорили про дополнительные средства и помощь школе.